Гуманизм в произведениях братьев Стругацких: “Трудно быть богом”.

Повесть «Трудно быть богом» — это одно из самых известных произведений Братьев Стругацких. Произведение вошло в цикл Мира Полудня —уникального мира, созданному воображением братьев, где затрагиваются темы морали, ответственности и роли интеллектуала в обществе. Это философское произведение, которое затрагивает много интересных проблем. И одна из них – тема гуманизма.

В мире Арканара понятие гуманизм чуждо, когда в то же время, на Земле XXII века процветает гуманизм. И главный герой Антон, как сам он считает, является гуманистом.

Внутренний мир Антона изменяется под давлением обстоятельства, и это одна из главных проблем произведения, которая на прямую связана с темой гуманизма в понимании братьев Стругацких. Именно через внутренние размышления героя, читатель может узнать позицию авторов.

Гуманизм в классическом понимание

Гуманизм — это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение. Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Гуманист – это привержениц гуманизма; тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие.  Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, способные войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества. Они обладают такими качествами, как альтруизм, нравственность, сила воли, тяга к прекрасному (к образованию, к искусству, к знаниям, к совершенствованию себя).

Жертвы и рабы своих рабов

В Аканаре были такие люди: Кира, доктор Будах, отец Кабани, отец Гаука и другие. Эти люди несчастны, запуганы, вынуждены скрываться за то, что «… они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве свой изнуренный болезнями народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу… Беззащитные, добрые, непрактичные люди, далеко обогнавшие свой век…». Они все противопоставляются окружающему их миру. В этом мире нормальны грязь, убийства, воровство, беспредел власти. Люди в этом мире темные, неблагородные, подлые; психологически они все были рабами: «… рабами веры, рабами себе подобных, рабами корыстолюбия». А можно ли таких людей, которых сложно называть людьми, спасти, перевоспитать? Авторы дают на это ответ в размышлениях главного героя: «И их еще нельзя научить, объединить, направить, спасти от самих себя. Рано, слишком рано…». Должно пройти время, чтобы человечество пришло к этому, поэтому приходится спасать тех, кто обогнал свой век. Стремление к гуманизму – нечто врожденное, и развивается этот навык в поколениях людей посредством эволюции нравственных ценностях. Из людей, которые изначально не обладают этими качествами, нельзя сделать гуманистов, нельзя изменить их природу.

Тогда можно задать другой вопрос: изменится ли поведение гуманиста в данных условиях, станет ли он совершать антигуманные поступки. Ответ на этот вопрос я предлагаю найти, проследив за изменениями внутреннего мира Антона.

«Это эксперимент надо мной, а не над ними»

Антон – землянин, человек науки, он образованный, благородный, добрый, проще говоря, он гуманист. Дон Румата, роль которого исполняет Антон, человек того мира, можно сказать является его антиподом. Изменения главного героя проявляется в том, что порой он перестает играть роль, а действительно становится тем, кем боится стать. Антон совершает несвойственные ему поступки, испытывает нехарактерные для него эмоции. Под давлением окружающего мира Антон меняется. Он становится доном Румата, который является частью этого мира. В ситуации, когда в Антоне будто что-то разладилось, словно терял единоличную власть над своим телом. «Сотруднику Институту было на это наплевать, но благородный дон Румата Эсторский осатанел. На секунду он потерял контроль над собой. Он шагнул к штурмовикам, рука его непроизвольно поднялась, сжимая кулак…» Но Антону страшно, стыдно и мерзко от таких изменений, он пытается проанализировать их. Герой честен с собой, он ставит свои поступки под сомнения. Он постоянно размышляет над важностью эксперимента, как это влияет на него.

«Трудно быть богом, – подумал Румата. – Разве бог имеет право на какое-нибудь чувство, кроме жалости»

 Антон исполняет “роль бога”. Он должен направлять людей, быть сторонним наблюдателем, не участвовать в событиях на прямую, относиться и к плохим, и хорошим одинаково. Как бог и как гуманист, он должен любить любых людей, но Антон не способен на это в данных обстоятельствах. Он не может любить злого, подлого, невежественного человека. Антон – человек, а не бог, который способен относиться к плохим людям с жалостью. Он имеет право не любить их, раздражаться из-за таких людей.

Я считаю, что авторы хотели показать, что абсолютный гуманизм человеку недоступен. Человек – существо неоднозначное, для него свойственны ошибки, эмоции, сомнения. Но человек может стремиться к этому, он может быть добрым, милосердным, понимающим, но на него всегда будут влиять обстоятельства, с некоторыми из которых он будет способен справиться, а некоторые окажутся сильнее его, как это случилось с главным героем повести «Трудно быть богом».

«Человеческий облик потерять страшно, Антон»

Антон менялся, совершал несвойственные ему поступки, но он размышлял, боялся этих изменений не в лучшую сторону. Ставил свои поступки под сомнение, анализировал хорошо это или плохо. Он старался остаться Человеком, остаться гуманистом, не дать обстоятельствам внешнего мира победить. Но Антон проиграл…

Случилось самое ужасное для главного героя. Он потерял Киру, свою любимую, которая была для него самым дорогим во Вселенной, являлась для него олицетворением всего светлого, гуманного в этом темном мире: «…ты родилась на тысячу лет раньше своего срока. Добрая, верная, самоотверженная, бескорыстная… Ясная чистая душа, не знающая ненависти, не приемлющая жесткость».

После смерти Киры Антон теряет себя, свой рассудок. Он совершает самый страшный для гуманиста поступок – убийство себе подобных.

И можно ли после этого считать Антона гуманистом? Ответ очевиден. Да, можно. Да, Антон не мог принять всех людей, он совершал поступки, не свойственные ему самому, его одолело чувство потери, злости и мести после потери любимой. Но Антон анализировал свои поступки, он старался делать лучшее для этого темного мира, хотел помочь ему, верил в начале, что все можно изменить. Обстоятельства оказались сильнее. Они сломали внутренний мир героя. И, как я уже писала, это свойственно людям, это показатель того, что абсолютный гуманизм нам недоступен, на такое способны только высшие существа. Я думаю, именно это хотели сказать братья Стругацкие в своем произведение «Трудно быть богом».

Вывод

Гуманизм Стругацких – это стремление к нему, абсолютный гуманизм человеческому миру недоступен, так как очень многое зависит от обстоятельств. Стремление к гуманизму врожденное, невозможно из человека искусственно сделать гуманиста. Гуманист – это тот человек, который способен ставить свои поступки под сомнения, анализировать их.

источник фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *