Елена Михалева:
«Мне всегда нравилось только то отражение,
которое я вижу в глазах детей»
В сентябре молодому, но активно развивающему Центру цифрового образования IT-
куб, исполнился год. Ровно год назад ЦЦО открыл свои двери в стенах Физико-
математического лицея №366 для более чем трех сотен ребят, желающих идти в ногу со
временем и получать качественное образование в области информационных технологий.
Как и полагается, в праздничный день для всех лицеистов были организованы
мероприятия в стиле IT-куба, а сам именинник получал полезные подарки и поздравления.
Нам же было интересно узнать, с чего все начиналось, и с какими результатами вошел
ЦЦО в свой новый год. Об этом в интервью нам подробно рассказала Михалева Елена
Валерьевна – идейный вдохновитель и руководитель IT-куба.
Елена Валерьевна, это единственный такой центр в Санкт-Петербурге?
Нет, не единственный. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге открыто 4
Центра цифрового образования IT-куб. А в целом в рамках Национального проекта
«Образование» до 2024 года по всей России откроется порядка 340 Центров цифрового
образования.
Все они идентичны?
Все Центры задуманы и внешне, и по наполнению в едином ключе. Это сделано для
того, чтобы они были узнаваемы по всей России. У них единый стиль, дизайн, одни
программы, разработанные федеральным координатором.
Кто может поступить на обучение в центр?
Так как IT-куб является центром федерального подчинения, в нем могут учиться
дети из любых школ, а не только из той, на базе которой он расположен. Ну и,
разумеется, обучение здесь бесплатное и доступно для ребят с 1 по 11 класс.
Информационные технологии сейчас, как это принято говорить, в тренде,
наверное, и спрос на места в Центре при таких условиях огромен?
Да, это действительно так, спрос постоянно растет. Скажем, в прошлом году
цифра набора составляла 200 ребят, а мы набрали 312. В этом году мы подняли цифру
набора, и теперь IT-куб посещает 400 обучающихся.
Какие направления Вы предлагаете для освоения?
В IT-кубе 6 основных направлений, это: Мобильная разработка, Системное
администрирование, Программирование на языке python, Алгоритмика и логика,
Программирование роботов, а также Разработка дополненной виртуальной реальности.
Каждое из направлений может включать несколько программ для разных возрастов,
уровней подготовки и интересов ребят. В прошлом году у нас работало 11 программ, в
этом – уже 28.
Раз уж мы заговорили об интересах. Какое из направлений, по вашему мнению,
особенно популярно?
По моим наблюдениям, Алгоритмика и логика, наверное, самая востребованная,
поскольку здесь могут обучаться ребята, начиная с самого раннего школьного возраста.
Кроме того, программы здесь построены таким образом, что, по сути, дублируют
номинации Международной Scratch-Олимпиады, позволяющей ребятам подготовиться в
Центре в процессе обучения и выйти со своими знаниями на самый высокий уровень.
Добавлю, что каждое направление открыто не случайно, все программы по-своему
уникальны и призваны не просто заполнить свободное время ребенка, а позволяют ему в
полной мере самореализоваться.
В этом году у Вас задействовано огромное количество программ за счет чего это
стало возможным, и на какие из них Вам хотелось бы обратить особое внимание?
Направления из года в год развиваются. Во многом в этом нам помогают
партнеры, а также необходимость продвигать учащихся в соревнованиях и олимпиадах.
Так, в прошлом году мы заключили договор с Ассоциацией участников технологических
кружков, и при их поддержке сейчас ведем курсы по Программированию на С++ и
Дизайну мобильных приложений. Наша программа Системного администрирования
получила поддержку одной из крупнейших компаний по производству сетевого
оборудования D-Link, которая предоставляет нам возможность выдавать ребятам,
успешно прошедшим обучение, сертификаты.
У старшеклассников немалый интерес вызывает Программирование на языке
python, которое дает учащимся дополнительные знания, помогающие им успешно сдать
ЕГЭ.
В рамках нескольких программ мы готовим конкурсантов для участия в
соревнованиях и олимпиадах, в том числе международного уровня. Так, в направлении
Виртуальная и дополненная реальность с прошлого года занятия проходят так сказать в
«усиленном» режиме – по 4 часа в неделю, чтобы ребята могли подготовиться к
Национальной технологической олимпиаде.
Хочется отметить, что по стране сейчас активно развиваются информационные
технологии в области искусственного интеллекта, информационной безопасности,
разработкам летающей робототехники. Учитывая спрос, мы, конечно, планируем
предоставить нашим учащимся возможность изучать эти дисциплины.
Учебная жизнь в Центре очень насыщенна, а проводятся ли для ребят
досуговые мероприятия?
В нашем Центре огромный пласт мероприятий, которые мы проводим с
ребятами, тем не менее, все они тематические. К примеру, в свой день рождения мы
организовали Робофутбол для старшеклассников, для младших школьников провели
мастер-класс по конструированию. В прошлом году мы внедрили в жизнь лицея
настольные образовательные игры, которые получили большой отклик от участников.
В этом году по многочисленным просьбам мы запустили проект мультипликации,
которая позволяет ребятам отвлечься от изучения серьезных задач в области физики,
механики, других точных наук и погрузиться в увлекательный мир мультфильма,
анимации и графики, позволив себе немного отдохнуть и пофантазировать.
И все же, какие задачи стоят в приоритете: Центр – это место для проведения
досуга или все-таки первая ступень к профориентации учащихся?
В ЦЦО есть такие программы, которые позволяют ребятам получить серьезные
профессиональные знания. У наших педагогов есть примеры учеников, которые выбирали
профессию, которую начинали осваивать еще в школе в рамках ОДОД. Но, я увернена,
что даже если ребенок в будущем напрямую не свяжет свою жизнь к примеру с
робототехникой или программированием, обучение в Центре – это время, потраченное с
пользой и реализация творческих возможностей ребенка.
Хочется отметить, что реализовывать все поставленные задачи Центру помогает
хорошее технологическое оснащение, как своеобразный фундамент для работы, но
костяк IT-куба – это наша команда высококвалифицированных специалистов.
Елена Валерьевна, благодарим за интересную беседу! Напоследок хочется
задать вопрос лично Вам: что в работе IT-куба важно именно для Вас?
За всю свою долгую работу в сфере образования мне всегда нравилось только то
отражение, которое я вижу в глазах детей. Дети, увлеченные и горящие желанием, – это
именно тот заряд энергии и те эмоции, которые сопровождают меня по жизни.
Оксана Матвеенко